Какое-то время назад я писал об изменениях в правилах «Российских Железных Дорог», касающихся провоза в поездах дальнего следования спортивного инвентаря.
И вот, наконец, выпал шанс проверить на собственном опыте как же сейчас обстоят дела с перевозкой велосипеда по жд. На сколько хорошо работают новые правила, знают ли о них работники железной дороги и какие плюсы-минусы они с собой принесли…
Начну издалека. На праздники мы уезжали из Москвы в город Бологое Тверской области, где у меня находится дача, а от туда, уже своим педальным ходом — ездили на Мсту (об этом мы даже писали небольшой отчёт).
В «ту» сторону мы воспользовались пригородными электричками…
Сначала едем до Твери..
Билеты для перевозки велосипеда в электричке кассирами Ленинградского вокзала были нам проданы за 60 рублей штука, далее состоялся такой диалог:
— А почему билеты на велосипеды вы нам по 60 рублей продаёте? На Московской железной дороге провоз велосипеда с 11 до 16 часов бесплатен, а сейчас уже 11.09.
— Ну вы же просили билет!
— Да, просил. По вашим правилам я обязан для провоза велосипеда получить у вас бесплатный билет. Именно при его наличии я имею право провоза велосипеда в пригородном поезде. Ваши же собственные правила!
В итоге кассирша куда-то удалилась и вернулась со старшей смены. Сначала они оформили возврат наших платных билетов, а после этого старшая смены «на месте» обучала свою сотрудницу тому, как оформить через систему продажи наши вожделенные бесплатные билеты на провоз велосипедов. В итоге деньги вернули, правильные билеты «продали», на электричку мы успели и за собой собрали не такую уж большую очередь. Кассирам Ленинградского вокзала я бы поставил 2 из 5, не так уж плохо и было бы 3 из 5 если бы это не был столичный вокзал, вокзал города, где принимаются все эти правила провоза =)
Готовимся к посадке на электричку в Бологое из Твери…
В кассы стояло множество людей из нашей, московской электрички, студенческой наружности и с каждым из них у кассиров состоялся диалог примерно одного и того же содержания (местных студентов в кассах мы не видели, о них позже):
-А можно мне студенческий билет до XXX ?
-Студенческие льготы отменены с 3 января
— ………..
Мы решили купить билеты только «на себя», а вот от билетов на велосипеды в электричку решили отказаться — во-первых «полноразмерный» билет для Алины уже обошёлся нам по стоимости как целый багажник велосипедов, а во-вторых — интересно-же, что будет…
Через полтора часа, к моменту отправления нашей электрички в Бологое, мы вернулись на вокзал… Стайки студентов уходили куда-то вправо от вокзала, мы — в переходной тоннель, через турникеты и на платформу. Контролёры у турникетов никаких билетов на велосипеды с нас не попросили, хотя, напомню, что бесплатный период с 11 до 16 — это только на московской железной дороге…
Велосипеды в тамбуре, едем…
Вы когда-нибудь видели, как в вагон из головы состава (а у нас третий вагон от головы) приходит человек 50, просачиваются дальше по составу, а с появлением в тех же дверях пары контролёров в вашем вагоне встаёт примерно 3/4 пассажиров, толпятся в проходах, образовав мёртвую пробку, а на крики контролёров «Зайцы, проходим, не толпимся. Не мешайте работать, там такой же вагон как и здесь» огрызаются в таком вот ключе: «Да куда же мы тут пройдём! Тут в тамбуре велосипеды, неудобно!»…. А мы вот видели…
В общем бред да и только. Отменой льгот РЖД на этом участке, видимо, решило поднять рентабельность перевозок забыв про то, что, на мой личный взгляд, процентов 60-80 от регулярно ездящих на этом участке железной дороги пассажиров являются студенты. И что по 150 рублей билеты покупает хотя бы их половина, а вот по 300 не покупает уже никто.. В итоге имеем электрички, которые почти поголовно не платят вообще ничего и контролёров, которые не могут проверить билеты у тех, кто в это «поголовно» каким-то чудом не вошёл. Бред, а не повышение рентабельности. Нужно ли говорить, что когда мы не побежали вместе со всеми, а показали билеты — контролёры были приятно удивлены, а про билеты на велосипеды даже не заикнулись? Думаю, что нет.
Следующая электричка. Отрезок Бологое-Лыкошино.
Эти электрички какое-то время назад были отменены железной дорогой из-за полной нерентабельности. Однако, событие получило большой общественный резонанс и электрички, хоть и в урезанном виде, но в расписание вернулись. Два раза в день, не каждый день, но есть.
Понять можно обе стороны. Количество пассажиров по направлению действительно исчезающе мало, судя по реакции кассиров на вокзале города Бологое — количество желающих купить билет и того меньше. Но нужно помнить, что этот отрезок дистанции пути обслуживает деревни и полустанки, до которых иным способом, кроме как по железной дороге, и не очень-то доберёшься. Многие из них и возникли-то исключительно из-за железной дороги и необходимости её обслуживать. А сейчас там живут бубушки, дедушки и рабочий люд с весьма скромными зарплатами.
Электричка очень чистенькая и уютная, контролёров нет. Видимо ставить их на это направление не выгодно. Пять баллов из пяти этой электричке можно ставить смело и настоятельная просьба ко всем, кто будет ей пользоваться — покупайте билеты.
Обратный путь в Москву. Перевозим велосипеды по ЖД на поезде.
Обратно решили ехать на поезде дальнего следования и проверить как работают новые правила перевозки спортивного инвентаря в них.
Целиком правила можно почитать тут, ну а вот краткая выдержка, касающаяся нашего случая:
п.4. велосипеды без мотора в разобранном и упакованном виде, которые размещаются на местах для ручной клади или вместе с перевозящими их пассажирами в вагоне таким образом, чтобы не мешать другим пассажирам. За каждый велосипед, перевозимый в поезде, взимается плата по тарифу багажа весом в 10 кг;
На вокзал за билетами мы пришли 9 мая, специально, что бы там не было многолюдно.
Минут за 5, через кассу, выяснили, во что нам обойдётся багажный билет. Сказали, что «около 70 рублей», в таблице стоимости провоза багажа, доступной на сайте РЖД (вот ссылка) для нашего случая стояла цена в 55 рублей и 50 копеек. Нестыковочка.
После уточнили, как именно выписывается багажный билет. Для этого пассажиру требуется сообщить на кассе номер поезда, вагона, и либо номера пассажирского билета, либо номера заказа, в случае электронного билета. Так же, в случае электронного заказа, на один номер может быть выписано столько багажных талонов, сколько билетов присутствует в заказе. Помните это, есть хороший шанс, что работники вокзала могут этого не знать.
Ну и под конец самая сложная часть. Сообщаем, что нам нужны не просто багажные билеты, а багажные билеты, которые должны быть оформлены для провоза спорт-инвентаря «на руках», а не в багажном вагоне. В кассе нас понимают, но помочь сходу не могут. В справочном бюро нам показывают последние пришедшие на вокзал правила провозки, с кучей печатей и подписей за 14 октября 2014 года…
На минуточку — это устаревшие прошлогодние правила, по которым можно провозить спорт-инвентарь только на местах для ручной клади и никаких «вместе с собой». А сейчас на дворе уже май 2015 года и эти правила пережили уже две волны изменений. Мы показываем выдержку актуальной версии правил с сайта РЖД. Люди из оказавшегося рядом наряда полиции вагонного сопровождения ввязываются в диалог и доказывают нам, что никакие билеты нам не нужны и все всегда размещают велосипеды на багажных полках — они всегда это одобряли… — Этот вариант нас решительно не устраивает, так как мы сознательно, для пущей острастки дела, купили билеты в сидячий вагон — то есть никаких багажных полок, имеем право везти только по новым правилам, только «вместе с собой».
После всеобщего телефонного совещания справочной и двух касс нас отправили в ту из них, где мы ещё не были — «там сидит молодая девочка, она всё знает». Всё — это, судя по виду документа, — распечатка с сайта РЖД. Руководствуясь распечаткой и нашей шкурной заинтересованностью совместно установили «Да, такие билеты есть!». Немного поискав по меню системы продажи билетов удалось их выбить и продать нам.
Работникам вокзала твёрдую пятёрку за отзывчивость и «поисковые работы», а вот РЖД, как организации — двойка за распространение информации об изменениях в собственных правилах. Если бы мы твердо не знали, что именно нам нужно или если бы работники вокзала не пошли нам на встречу — багажных билетов мы бы не купили и рисковали бы быть ссажеными с поезда — его стоянка всего 3 минуты и мы могли банально не успеть доказать свою правоту.
Зато теперь у нас есть вот такие красивые, большие, прямо как старинные купюры, багажные билеты. В них сказано и про то, что это ручная кладь перевозящаяся на руках, и про то, что это велосипед. Из неучтённого — стоит иметь при себе бумажку, удостоверяющую стоимость велосипеда, так как в нашем случае «объявленная стоимость» получилась равной нулю и в случае чего по этим билетам мы можем претендовать на ноль денег. Обошлись билеты на велосипед на поезд в итоге нам, на дистанции в 350 километров, в 61 рубль и 60 копеек против 70 изначально объявленных в кассе и 55 ожидаемых по таблице с сайта РЖД.
Главный плюс новых правил — теперь, имея такой билет, ты имеешь документ, подтверждающий твоё право провоза велосипеда в данном конкретном поезде, в данном конкретном вагоне из точки А в точку Б и за него РЖД у тебя приняли оплату, чем подтвердили согласие. А там будь он хоть сидячим, хоть люксом — без разницы, главное, что бы окружающим не мешал. Из минусов — пока существование этих правил приходится всем и везде разъяснять и доказывать.
Таблица с ориентировочными ценами на провоз багажа доступна для скачивания здесь.