'

2013.07 — Экологический лагерь у Киндерлинской пещеры

Пещера Киндерлинская, она же “30-летия Победы”, находится в долине небольшой реки Киндерля, притока реки Зилим, что недалеко от села Имендяшево. Киндерлинская является одной из самых грандиознейших пещер Южного Урала.
К сожалению, эта пещера очень сильно пострадала от действий людей и ради её восстановления сейчас там регулярно проводятся экологические лагеря.

Пещера Киндерлинская легкодоступна, имеет преимущественно горизонтальные ходы с небольшими уступами, на которых висят стационарные веревочные лестницы, то есть в пещеру 30-летия Победы идут все, вне зависимости от уровня технической подготовки и культуры общения с природой. Были года, когда поток людей в праздники доходил чуть ли не до 1000 человек в неделю, а на празднование Нового года собиралось человек под 200. Неподготовленность посетителей так же регулярно приводила и к серьезным травмам, иногда даже и к летальным исходам.
Как результат по решению “Федерации спелеологии и спелео-туризма Республики Башкортостан” пещера Победа частично закрыта для посещения с ноября 2010 года и теперь каждое лето около неё организуется экологический лагерь по её очистке.
В сохранении памятника природы заинтересовано множество людей. В Киндерлинскую приезжала не одна команда исследователей из разных городов страны, там ставились различные опыты, брались пробы грунта и воды, формировались рекомендации по её очистке. В этом лагере, в его последние дни, удалось побывать и мне.
В субботу, в 10 утра, мы на машине выехали из Уфы. За разговорами с новыми и интересными для меня, людьми дорога пролетела незаметно. В голове всё время крутилась назойливая мысль о том, что природа родного края красива, богата и разнообразна. Меня не покидало ощущение того, что я вижу в даль сквозь поля и леса на сотни километров, а горизонт где-то очень далеко. И надо было покидать эти места? Но, как говориться, все познается в сравнении, когда тебе, чтобы взглянуть на всю эту красоту нужно проехать две тысячи километров, все воспринимается иначе.
Около полудня мы приехали в село Таш-Асты, где, оставили машину, взвалили на себя рюкзаки и пошли вверх по течению реки.
Под монотонный ритм шагов, меня опять унесло в воспоминания, я смотрела по сторонам и понимала, что раньше я не была столь внимательна к этой дороге, что сейчас буквально каждый камушек кажется мне чудесным. Внутри все горело, кричало, ликовало.
В начале третьего мы дошли до эко-лагеря. В нём как раз уже почти подоспел обед. Быстро искупались в реке Зилим, поели и приготовились к выходу в пещеру!
На входе в пещеру, у ледника, ребята из клуба Нассонова ремонтировали решетку, пытались что-то там сварить, но из-за отсутствия квалифицированного сварщика получалось у них это не очень хорошо. Тут же мы наконец встретились с Айдаркой, моим любимым двоюродным братом, который, собственно, и подсадил меня на весь этот туризм и спелеологию в частности, без которых теперь я не могу жить. Радостные объятия, улыбки, счастье. Конструктивный разговор на тему того, что сейчас происходит в пещере и какие там есть задачи для нас, вновь прибывших участников.
Оказалось, что теперь есть решётки в шкурнике “Пылесос”, которые всегда закрывают на замок. Нам выдали ключ, который было поручено передать в пещере ребятам, шедшим на выход, а самим идти в зал “Классика”, очистка которого сейчас проводилась.
По дороге до классики, вновь нахлынули воспоминания. Зал “Бороды”, в котором мы стояли ПБЛом (подземным базовым лагерем); уступ У12; мой первый спуск по верёвкам в пещере техникой SRT. Как сейчас помню: китайский фонарик, строительная каска и большие глаза, наполненные ужасом и страхом. Место откуда мы брали воду, и где сейчас нашли кишечную палочку, развилки, ходы, зальчики. Вспоминался чуть ли не каждый камушек под ногами, а ведь с последнего моего визита в эту пещеру прошло уже больше 3-х лет.
Зал “Классика” по прежнему прекрасен и грандиозен. Орган, натечные образования, маленькие ванночки и высокий потолок, который раньше я не видела, из-за отсутствия подходящего источника света, — сейчас было видно всё, спасибо моему фонарю Scurion.
После классики, мы отправились в пятую часть пещеры, в “Каминный зал”. Мой напарник, как и я, последний раз был тут так же года 3 назад — мы оба плохо помнили дорогу, однако, решили, что немного проплутаем и дойдём. На Ходе “Дурака” встретили группу ребят, которые собирались снимать веревки. Повезло, что мы успели вовремя — обсудив, решили переложить миссию снятия навески на нас, на момент, когда мы будем возвращаться.
Не сразу, но всё же сориентировавшись, дошли до места, прозванного “Полетом орла”, передохнув там и убедившись, что пришли не туда мы пошли искать нужный нам проход дальше.
Прошли через “Смерть теткам”, которую я благополучно обошла нижним ходом и попали в Каминный зал. Очень приятное и красивое место, посидели, повспоминали прошлые посещения этого зала и пошли обратно. По пути зашли в “Погреба”, удивились новой повешенной там таблички мужчине, который погиб в “Летучем голландце”, недосчитались нескольких слепленных фигурок и надписей. После направились к выходу из пещеры уже прямиком, без поворотов и посещений чего-либо не целевого. Зашли за ребятами в “Классику”, помогли собрать мешки с мусором и инструментом, после — толпой пошли домой. По пути подбирали оставленные ранее ведра, шпателя, щетки, “биотуалеты” (пятилитровые канистры), снимали ненужные веревки и разбирали лестницы. Выйдя из той части пещеры, где проводятся работы, закрыли входную решетку на “Пылесосе” и оставили пещеру отдыхать, восстанавливаться.
На этом экологическая экспедиция в Киндерлинскую пещеру фактически завершилась, на следующий день нам пора было уезжать.
Вечером, как и полагается, был вкусный ужин, костёр, песни под гитару и снова ностальгия. Я очень рассчитывала на звездное небо, но вместо звёзд на небе показывали туман, который плотным слоем окутал всю долину. Теплая туманная ночь, тишина, берег реки…
На утро был запланирован поход в пещеру Леднева. Айдар вел туда новичков, а я ему помогала в этом деле. Времени у нас было мало, поэтому решили идти только до хода “Гуся”. Не сразу нашли шкурник, который нужно преодолеть,а преодолев оказались в главном ходе, который привел нас к цели. Поднялись наверх, убедились, что “гусь” на месте и пошли обратно в лагерь. Упаковали вещи, почистили после себя поляну и отправились пешком до машины, домой, тогда как основная часть людей осталась ждать заказанного для перевозки вещей трактора.
Теплая, солнечная погода, красивые и родные места, мысли, воспоминания, — за всем этим до города добрались незаметно. Вот так и закончилось маленькое путешествие по родным краям.

Хочется верить, что проделанная работа и вложенный труд будут не загублены, а действительно принесут пользу пещере: восстановится привходовой ледник, очистится вода, а “снежная королева” по прежнему будет радовать туристов. Если сейчас пещеру не защитить и не принять меры по сохранению памятника природы, то, возможно, уже нашим детям не удастся увидеть этот шедевр.

[pe2-gallery album=»http://picasaweb.google.com/data/feed/base/user/115928796452799092729/albumid/5989201718679297889?alt=rss&hl=en_US&kind=photo» ]