2012.08.08-31 — Покатушка по Южноуральскому заповеднику

Дикий Урал! Велопонесушка!
Собрались мы как-то покататься…
Конец августа, решили посмотреть на красоты Южного Урала.
  • Общее пройденное расстояние: 120км
  • Продолжительность: 6 дней
  • Тип местности: глухой лес, бездорожье
  • Фотографии по маршруту: лежат тут

Скачать
25.08.2012. Раннее утро, встреча в аэропорту, домашний чай — безумно тянет уснуть и проспать все планы. Дабы не произошло непоправимого идём гулять по просыпающемуся городу, попутно — закупаем в дорогу снедь, по возвращении домой начались сумасшедшие сборы — периодически кто-то засыпает, вещи в разные кучки — что брать, что оставить, велосипеды, подсумки, стрелки на часах — смешались в кучу кони и люди, а в голове вата и мысль о том, что на вот этом вот ворохе снаряги засыпать ну никак нельзя, хоть он и такой уютный.. Выезжаем из дома и сразу под дождь — сначала дождик, потом капель, потом, на подъезде к вокзалу, ливень с каплями, ощутимо причиняющими боль. Зато взбодрились…правда промокли и сами и снаряжение частично промочили, а сев в электричку и вовсе начали замерзать — пришлось облачиться в спальник и приступить к сушке вещей. Зато смогли, уехали, не заснули, но «Отличная заявка на успех» (с).
Пока ехали еще поизучали карту и решили выходить около деревни Манышта, а уже от нее в нужном направлении катиться по асфальтированной дороге через заповедник….
Хочешь насмешить бога — расскажи ему о своих планах — забегая вперёд — над нами он ржал как лошадь весь маршрут. Местные жители сказали, что дорога заканчивается через 4 км, — а уже закатные часы, воздух холоден после дождя и сил, после перелётов, встречь, сборов и затянувшегося вчера уже нет — слегка офигели и решили отъехать от деревни до первого подходящего под ночлег места, а утром приступить к поискам обходных путей.  Укромный закуток на реке Инзер оказался в этом плане вполне подходящим местом — поужинали, выпили по глоточку коньяка и завалились спать.


26.08.2012.  Все утро и, возможно, почти всю ночь шел дождь, — без зазрения совести спали до обеда. Неспешно позавтракали и приступили к очередному изучению карты. А ещё с этого дня начались наши очные и заочные общения с животными — удивительные коровы пришедшие к нам в лагерь, съели весь наш мусор и покушались на снаряжение , которое пришлось героически спасать.
Ехать решили по дороге, начинающейся в 25-30 километрах от нас и так же шедшей через заповедник в нужную сторону. Где-то в 16:00 тронулись с места и сразу попали в тягунок — набор 60 метров на километр — не так уж и много, но без предварительного разогрева мышцы даже попробовали начать забиваться.На вершине великолепный хвойный лесок и перекур, а за ним спуск и асфальтированная дорога. Далее без особых усилий двигались к цели и вот он, заветный поворот и….шлагбаум. “Южно-Уральский заповедник”. Протискиваемся между ним и кустарником — за поворотом домик и егерь. Егерь на редкость неприветливый и ядовитый, разговаривать с нами не пожелал, а пожелал конвоировать нас до шлагбаума, что метрах в 150 от его КПП и стоять, оперевшись на него минут в течении 20 — пока мы сидя на асфальте с другой стороны изучали карту и решали как же нам теперь быть. Настроение ухудшилось, первый день подходил к концу, а вариантов как двигаться дальше не видно — дело начинало пахнуть срывом с маршрута. Решили вернуться до места стоянки, а в 6 утра следующего дня доехать на электричке до деревни Ассы, откуда в очередной раз попробовать взять штурмом заповедник. До Инзера доехали в течении, наверное, получаса — как оказалось мы всю дорогу “туда” занимались набором высоты и потому назад шли просто накатом — пополнили запасы еды в деревне и заночевали. К слову об ужине, гречка с мясом, жаренные сосиски с пивом — очень хорошо, вкусно и питательно. Итого за день накрутили около 40 бестолковых километров примерно за 4 часа.

27.08.2012. Проснулись минут за 5 до будильника, что удивительно. Оперативно собрались, что ещё раз удивило. Вскоре оказались в Ассах — красивая ухоженная деревня. Свой минеральный источник, чтоб его… Пользуясь избытком времени решили устроить второй завтрак, а чайку накипятить с водичкой из…Правильно — из минерального источника. Получился солёный до одури чай с запахом полевых трав и вкусом ада, гадость редкостная. В магазине ещё раз пополнили запасы — так что б хватило на планируемые 1.5-2 дня автономки и немного сверх того.
Из деревни выезжали около 12, на выезде пообщались с местным жителем, предупредившем нас о населении заповедника — егерях и живности. Настоятельно рекомендовал придерживаться старой дороги, по которой якобы никто не ездит. Отъехали, дорога довольно приличная, на первой развилке возник тупняк — вперёд — по полевой дороге, направо и резко вверх — глина с метровой колеёй, по которой едва ли кто-то ещё ездит. Выбрали ведущую в гору. Метров через 50 колеса забились глиной и перестали крутиться, приходилось регулярно чистить — 3-5 оборотов колеса и палкой прочистить зазоры между перьями с вилкой и колёсами, ещё 3-5 оборотов — и опять тоже самое. С горем пополам забрались наверх и по открывшемуся пейзажу, а так же — соотнесению его с рельефом, запечатлённом на карте пришли к выводу, что правильной дорогой была дорога в поле. Делать нечего — полюбовались открывающимися пейзажами и поскользили вниз, кое где — даже верхом.Минус полтора часа светлого времени.
Другая дорога нас быстро довела до первого брода через Яманышту, где устроили перекур, помыв от быстро твердеющей глины. После неё ехали с переменным успехом, часто падая — очень скользко и глинисто, а в добавок —  дождь. Грибной. Так продвигались до того момента, пока не въехали в болота, где уже окончательно спешились и шли пешком до самого верха водораздела. Попутно собрали очень красивые, и как позже выяснилось, вкусные грибы. С перевала устроили скоростной спуск по вполне неплохо читающейся дороге. Внизу — очередной брод, за ним — хорошо укатанная дорога.
Успокоились, поняли, что за завтра доедем до цели  — покинем заповедник и продолжали свое движение не спеша и любуясь пейзажами. В 20:00 встали на ночевку на реке Тюльмень, в процессе ещё один или два раза пройдя через броды.

28.08.2012. Из палатки вышли, когда солнце уже вовсю пригревало! Ура, оно наконец оно и к нам пришло, что, собственно говоря, послужило поводом для полудневнёвки и просушки вещей, промокших ещё в Уфе. Пока сушились — позагорали и искупались.

В 16:00 выдвинулись в путь. Первый брод, второй, третий….возможно был и десятый — кто ж их считает. А дороги всё меньше, она всё хуже, а бродов всё больше. Как честные люди перед каждым бродом снимали носки, не ходить же в мокрых, эстеты млин.

19:00 или около того, дорога в очередной раз уходит в реку и…. минут через 10 приходит понимание того, что из реки она не выходит и какое-то расстояние придется преодолеть по реке — что однако не мешает найти на другом берегу звериную тропу, бывшую когда-то дорогой и ломиться метров 300 по ней — до первых медвежьих экскрементов и возможности спуститься в русло. Поначалу забавляло, отпускали шуточки и шли вверх по реке, выбирая где помельче да дно поровней.
С приближением сумерек стало резко холодать, надо было ставить лагерь, а за последние часа два нам удалось пройти всего около 3-х километров, что слегка демотивировало. Но делать нечего — выбрали место под лагерь, оперативно заготовили дров на всю ночь (свежее медвежье дерьмо, множество звериных лежанок) и принялись готовить ужин, попутно смакуя мысли о том, что начинается самая интересная часть маршрута.
Во-первых, мы в абсолютно глухом лесу, где всюду по кустам кто-то шарится, во-вторых еда не сегодня-завтра на исходе, дороги нет.
Ночевка выдалась запоминающийся — с противоположного берега к реке с какими-то жуткими криками спускался зверек на водопой — был, далеко не сразу, отпугнут светом фонарей и нашими ответными криками, над лагерем пролетела огромная сова, а после и зайчик к нам
заглянул — долго нас рассматривал, пугаться отказывался — лес живой. Максимально оборонив лагерь — по периметру велосипеды, на них светоотражающие накидки и жилеты, которые подсветили фонарями в режиме стробоскопа — сначала думали не спать вовсе, однако завтра же ещё нужно идти, а, возможно, и не только завтра — чёрт его знает, когда вновь увидим дорогу. Алина спать спокойной не смогла — уснула только после первого контрольного будильника, поставленного для поддержания костра-нодьи, снились кошмары и своими криками чуть не довела Дена до инфаркта. Фраза дня: «Самое время перейти эту реку в брод!».
Итого за день покрыли около 16км, 3 из них — вброд, вверх по реке, ходовое время 4 часа.

29.08.2012. Проснулись, порадовались, что ночью обошлось без гостей, порадовались солнечной погоде! Позавтракав ужином, приготовленном по большей части из грибов — “свой” провиант решили строго экономить пошли «гулять по воде» — средняя скорость прогулочная — 2 км/ч. Периодически выходили на берег и гуляли метров на 200 в разные стороны в надежде обнаружить дорогу, обозначенную на карте. Когда хотелось есть — обманывали желудки водой с растворёнными в ней витаминами, поняли, что в запланированные интересные точки не попадаем и надеемся, что все таки выберемся из этого заповедника к сроку — успеем на поезд в Москву.
День выдался тяжелым и физически, и морально, но оптимизм присутствовал. Преодолев по реке 14 км, в 21:00 встали на стоянку. По ощущениям, места стали менее глухими, изредка встречался мусор, правда, по большей части, занесенный последним паводком, а однажды — целое кострище. На ночь, всё же, перестраховались — опять построили “оборонительные сооружения”, запалили нодью и за чашечкой чая позволили съесть себе по одной печеньке — решили, что все таки заслужили. Ночи холодные и лунные, эта — в особенности — как только костер затухал, невзирая на палатку и спальники, просыпались от жуткого мороза и растапливали его вновь.
Итого за день прошли примерно 16 километров, ходовое время — с 11 до 19. К слову — выступать из лагеря в более ранние часы смысла не имело, т.к. от воды моментально сводило ноги и их нужно было отогревать — приходилось ждать пока вода прогреется.

30.08.2012. Полностью осознаем, что сегодня надо выбираться к людям. Из еды две рыбные консервы, грамм 60 сыра и сникерс на двоих. До поезда в запасе двое суток. По расчету планировали первую половину дня идти по реке, до деревни Тюльмень, дальше река уходила в ненужную нам сторону — все таки надеялись на хоть на какую-нибудь дорогу от деревни — к тому моменту уже догадывались, что деревня заброшена.
По пути собирали шиповник, грибы, хмель — на случай, если из заповедника сегоднявыбраться не сможем.
Однако, нам повезло — через четыре километра брода мы вышли на дорогу! Сначала на пару сот метров, ещё через 50 метров воды — уже до окончания покатушки. Состояние у дороги удовлетворительное — хоть кое где и глина и лужи, в одну из которых получилось нырнуть почти по плечи — за одно намочив “вещи которые не должны были мокнуть”, но ехать можно. Радоваться, впрочем, боялись, — а вдруг снова оборвется и нырнёт в Тюльмень.
К обеду, наконец, добрались до деревни Тюльмень, — от нее осталась пара развалин и чистое поле. Зато, какой там открывается вид, ради этого стоило туда идти! Пообедали на въезде в деревню селедкой в томате, еще раз огляделись по сторонам и покрутили педали дальше. Наслаждались и подъемами и спусками, удовольствие доставлял один тот факт, что мы все таки едем. Достаточно легко добрались до границы заповедника, на которой нас встретила избушка и егерь. На этот раз егерем оказался очень приветливый мужичок, расспрашивал нас о том, как мы сюда попали и что видели в заповеднике, проводил нас до ручья и велел сказать, если мы встретим машину, что его не видели и он нас не видел тоже, а штрафа он с нас брать не будет, раз нас не видел. Такой исход событий не мог нас не порадовать и мы продолжили свое движение до деревни Нильское, где в планах было разжиться молочком и, хотя бы, хлебом. Забрались на 800-метровый перевал с отметки 600 — пока шли по реке набрали почти 500 метров высоты, ожидали что-то более суровое, а тут, если честно, не сразу поняли что мы уже на вершине. Спуск оказался зачетным, грунтовка с невероятным количеством острых камней заставляла вибрировать велосипеды так, что сводило пальцы. Максимальная скорость на спуске 50км/час.  Нильское оказалось скотоводческой фермой, а где-то вдалеке виднелись полуразвалившиеся домики, — все наши надежды добыть какой-либо еды пали, а тут еще прокол заднего колеса у Дениса и начинающийся дождик. В процессе ремонта съели последнюю консерву.
Двинулись на Катав-Ивановск. Какое-то время катились по грунтовке и вот он, — долгожданный асфальт. Дорога с новым покрытием, накатистая, но, как и положено, в таких случаях — тягунок. Подъем на 200 метров на дистанции около 2х километров. Тяжело, но асфальт же — на нём и тягунок в радость! С вершины уже был виден город, а значит — последнее НЗ — сникерс — тоже пошёл в дело.
Поразило, что на въезде в город асфальт резко обрывается и переходит в весьма посредственную грунтовку.
В атласе в Катав-Ивановске нарисована железная дорога, но ее уже лет 10 как нет — карта явно решила сыпать на нас нестыковками до самого конца.
В местном магазине устроили пир, разузнали телефоны местных извозчиков и, покончив со снедью, двинули на Усть-Катав грузовой газелью. По дороге водитель рассказывал об истории города, про местные достопримечательности и промышленность, про глупых туристов (действительно глупых). ну а на вокзале устроились на ночлег в комнате длительного отдыха с двумя диванами и телевизором. Точнее — в зале ожидания повышенной комфортности на 6 персон, который отдали в наше персональное распоряжение за 20 рублей в час=).

На утро погрузились в поезд до Уфы. В дороге с юмором вспоминали пережитое и единогласно решили что понЕсушка все, таки удалась! В Уфу вернулись измученные и довольные!
[pe2-gallery album=»http://picasaweb.google.com/data/feed/base/user/116974721068338587075/albumid/5809180085688540193?alt=rss&hl=en_US&kind=photo» ]